Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Кафедра бухгалтерского учёта и контроля
УЧЁТ И АНАЛИЗ: ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ
Программа дисциплины для бакалаврантов 3 - 4-го курсов направления 080200.62 «Менеджмент» профили «Производственный менеджмент», «Антикризисный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», «Маркетинг», «Логистика» заочной формы обучения
Хабаровск 2012
ББК У 052 Х 12
Учёт и анализ: финансовый учёт : программа дисциплины е указания по выполнению контрольной работы для бакалаврантов 3 - 4-го курсов
направления 080200.62 «Менеджмент» профили «Производственный менеджмент», «Антикризисный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», «Маркетинг», «Логистика» заочной формы обучения / сост. Ю. Г. Галактионова. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2012. - 24 с.
Рецензент И.В. Блажко к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ДВГУПС
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для бакалаврантов
© Галактионова Ю.Г., 2012
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Программа дисциплины «Учёт и анализ: финансовый учёт» 6
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных работ 10
Практическое задание 11
Задание к теоретической части 12
Задание к практической части 14
Библиографический список 20
Приложение
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Учёт и анализ: финансовый учёт» является освещение и раскрытие основополагающих принципов бухгалтерского учёта и учётных категорий, формирование теоретических знаний и практических навыков по организации бухгалтерского учёта предпринимательской деятельности, подготовке финансовой информации различным пользователям для выработки, обоснования и принятия решений, в управлении экономикой, а также налогообложения.
Задачи дисциплины «Учёт и анализ: финансовый учёт»:
- рассмотрение бухгалтерского учёта как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для успешного управления организацией и делового сотрудничества за её пределами;
- определение роли и значения бухгалтерского учёта в условиях рыночной экономики;
- овладение теоретическими и практическими основами организации учётного процесса в экономических субъектах независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности;
- ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учёта, технологией обработки учётной информации, регистрами и формами учёта, учётными процедурами, основами отчётности и организации учёта, вопросами реформирования учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО);
- приобретение системы знаний о финансовом учёте как одной из функций предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли и призванной способствовать достижению целей на рынке товаров и услуг.
Требованиями к результатам освоения дисциплины являются:
а) общекультурные компетенции:
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20); б) профессиональные компетенции:
- готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
- способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);
- способность применять основные принципы и стандарты финансового учёта для формирования учётной политики и финансовой отчётности организации (ПК-38);
- владение навыками составления финансовой отчётности и осознание влияния различных методов и способов финансового учёта на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39).
После изучения дисциплины «Учёт и анализ: финансовый учёт» студент должен знать:
- концепции и принципы, лежащие в основе организации бухгалтерского (финансового) учёта;
- сущность предмета, объектов и элементов метода бухгалтерского (финансового) учёта;
- содержание и предназначение бухгалтерской (финансовой) отчётности; уметь:
- ориентироваться в литературных источниках по бухгалтерскому (финансовому) учёту;
- представлять результаты исследовательской работы по бухгалтерскому (финансовому) учёту в виде выступления, доклада;
- выявлять проблемы современного развития бухгалтерского (финансового) учёта;
- отражать хозяйственные операции организации на счетах способом двойной записи, а также производить соответствующие расчёты;
- составлять отчёт о прибыли и убытках, бухгалтерский баланс организации;
- анализировать и интерпретировать бухгалтерскую (финансовую) отчётность;
владеть:
- методологией исследования предмета, объектов и метода бухгалтерского (финансового) учёта;
- практическими навыками составления корреспонденций счетов, формирования регистров бухгалтерского учёта;
- навыками составления и анализа бухгалтерской (финансовой) отчётности.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «УЧЁТ И АНАЛИЗ: ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ»
ТЕМА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Сущность, цели и содержание бухгалтерского учёта. Функции и задачи бухгалтерского учёта. Историческое развитие учёта. Хозяйственный учёт и его виды. Измерители, применяемые в учёте. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации.
ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
Предмет и объекты бухгалтерского учёта. Основные понятия: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы, финансовые результаты. Классификация активов организации. Классификация источников активов организации. Основные правила ведения бухгалтерского учёта. Элементы метода бухгалтерского учёта и их взаимосвязь.
ТЕМА 3. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
Сущность балансового обобщения и его роль в бухгалтерском учёте. Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учёта. Статические и динамические балансы. Актив и пассив баланса, структура действующего
баланса. Виды бухгалтерских балансов. Изменения активов, обязательств и капитала под влиянием хозяйственных операций.
ТЕМА 4. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
Двойная запись, её сущность и значение. Счета бухгалтерского учёта и их строение. Систематическая и хронологическая запись. Синтетический и аналитический учёт. Синтетические и аналитические счета. Система бухгалтерских счетов. Обобщение данных текущего учёта. Содержание и назначение оборотной ведомости. Содержание и назначение шахматной оборотной ведомости (шахматного оборотного баланса). Классификация счетов бухгалтерского учёта по экономическому содержанию. Классификация счетов бухгалтерского учёта по назначению и структуре. Принципы формирования и строение Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.
ТЕМА 5. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Бухгалтерские документы и их значение. Первичное наблюдение. Понятие документации. Порядок составления и обработки документов. Материальные носители документа. Классификация документов. Организация документооборота. Сроки хранения первичных документов. Инвентаризация, её виды и порядок проведения.
ТЕМА 6. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Стоимостное измерение. Виды оценок. Оценка активов в бухгалтерском учёте. Калькуляция, её виды и содержание. Модель текущего учёта процесса заготовления. Модель текущего учёта процесса производства. Модель текущего учёта процесса продажи.
ТЕМА 7. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ
Сущность и значение отчётности. Состав и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности. Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчётность. Пояснительная записка к годовому отчёту.
ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА
Организация бухгалтерского учёта, его правовое и методическое обеспечение. Закон о бухгалтерском учёте и нормы Закона в области организации бухгалтерского учёта. Права и обязанности и ответственность главного бухгалтера. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Понятие об учётной политике организации. ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».
ТЕМА 9. УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЁТОВ
Общие положения о денежной системе, наличных и безналичных расчётах. Учёт денежной наличности в кассе. Учёт денежных документов и переводов в пути. Учёт подотчетных сумм. Учёт денежных средств на расчётных и других счетах в банке. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками. Учёт резервов по сомнительным долгам. Учёт расчётов по претензиям. Учёт расчётов с бюджетом. Учёт расчётов по социальному страхованию и обеспечению. Учёт расчётов с учредителями. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами. Инвентаризация денежных средств и расчётов с дебиторами и кредиторами.
ТЕМА 10. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Понятие, классификация и оценка основных средств. Синтетический и аналитический учёт основных средств. Учёт поступления основных средств. Учёт амортизации основных средств. Способы начисления амортизации. Учёт ремонта основных средств. Учёт текущей аренды. Учёт списания, продажи и прочего выбытия основных средств. Инвентаризация основных средств.
ТЕМА 11. УЧЁТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. Синтетический и аналитический учёт нематериальных активов. Учёт поступления нематериальных активов. Учёт амортизации нематериальных
активов. Способы начисления амортизации. Учёт выбытия нематериальных активов. Инвентаризация нематериальных активов.
ТЕМА 12. УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Учёт финансовых вложений в ценные бумаги. Учёт резервов под обесценение вложений в ценные бумаги. Учёт финансовых вложений в займы. Учёт вкладов в уставный (складочный) капитал и доходы от участия в капитале других организаций. Аналитический учёт финансовых вложений. Инвентаризация финансовых вложений.
ТЕМА 13. УЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки. Материалы, их классификация и оценка. Учёт поступления материалов. Формирование фактической себестоимости материалов, поступающих на склад. Учёт расхода материалов. Учёт материалов на складах и в бухгалтерии. Методы аналитического учёта материалов. Учёт специального имущества (специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды). Учёт формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей. Инвентаризация материально-производственных запасов.
ТЕМА 14. УЧЁТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
Виды, формы и системы оплаты труда, порядок её начисления. Документы по учёту личного состава, труда и его оплаты. Расчёт удержаний из заработной платы работников. Синтетический и аналитический учёт расчётов с персоналом по оплате труда. Порядок составления расчётных ведомостей. Группировка начисленной заработной платы по направлениям затрат. Учёт расчётов с персоналом за товары, купленные в кредит, предоставленные займы, по возмещению материального ущерба и прочим операциям.
ТЕМА 15. УЧЁТ РАСХОДОВ
Основные принципы организации учёта затрат на производство. Классификация расходов организации. Объекты учёта затрат на производство. Система счетов учёта затрат на производство. Учёт материальных затрат. Учёт затрат на оплату труда. Общепроизводственные расходы: состав, порядок учёта и списания. Общехозяйственные расходы: состав, порядок учёта и списания. Состав, характеристика и учёт других производственных затрат. Особенности учёта и распределения затрат вспомогательного производства. Учёт и инвентаризация незавершенного производства. Сводный учёт затрат на производство.
ТЕМА 16. УЧЁТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции. Учёт поступления готовой продукции. Отгрузка (отпуск) продукции покупателям. Учёт и оценка отгруженной продукции. Учёт продаж. Учёт расходов на продажу. Расходы, учитываемые за отчётный период. Списание управленческих расходов на продажу. Учёт налога на добавленную стоимость, акцизов. Определение и списание финансовых результатов от продажи. Инвентаризация готовой продукции.
ТЕМА 17. УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Понятие и классификация доходов организации. Показатели прибыли и порядок их формирования. Признание доходов. Учёт финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг). Учёт прочих доходов и расходов. Учёт недостач и потерь от порчи ценностей. Учёт резервов предстоящих расходов. Назначение и структура счёта 99 «Прибыли и убытки». Учёт расчётов по налогу на прибыль. Порядок закрытия счёта 99 «Прибыли и убытки».
Скачать решение задач можно только после оплаты 150 рублей
Яндекс.Деньги
VISA или MasterCard
СМС
|